Что такое адаптация персонала в организации, примеры

Картинка Что такое адаптация персонала в организации, примеры

Основной миссией адаптации является постепенное вовлечение работника в процесс труда без стресса и суеты, знакомство с обязанностями, условиями и социальной составляющей компании.

Она представляет собой совокупность действий, которые направлены на взаимное приспособление работника к организации и наоборот.

Зачем нужна

Следует отметить, что адаптация персонала очень важна и зачастую недооценивается работодателями. Для любого человека незнакомый коллектив, новая должность и рабочее место – это стресс, ему предстоит привыкнуть к правилам и принципам, которые приняты в организации, познакомиться с новыми людьми, принять поведенческие нормы.

Именно поэтому адаптация является существенной составляющей в системе управления кадрами компании и предназначена для того, чтобы решать задачи по формированию у новых работников необходимого уровня эффективности в наиболее короткие сроки.

Согласно статистическим данным наиболее высокий процент увольнения происходит в течение первых трех месяцев. Самыми распространенными причинами выступают:

  • несоответствие ожидания и реальности;
  • невозможность найти общий язык с коллективом;
  • несогласие с манерой и стилем работы руководства;
  • тяжелые условия труда.

Целями адаптации являются:

  • сокращение текучести кадров, зарубежная статистика показывает, что благодаря адаптации уменьшается «текучка» минимум на 20 %;
  • помощь в освоении, снижении факторов стресса, напряжения и неопределенности;
  • уменьшение расходов за счет быстрого вступления работника в новую должность;
  • формирование положительного отношения и удовлетворенности работой у сотрудников;
  • развитие лояльности персонала на HR бренд организации как работодателя.

Сложности процесса адаптации

В первые месяцы сотрудник наиболее уязвим, у него еще не сложились взаимоотношения с коллективом и нет детального понимания новых обязанностей. Ставки очень высоки: если не получится освоить новые функции, то это может быть концом карьеры.

Чем быстрее пройдет процесс привыкания, тем больше времени будет на то, чтобы сосредоточиться на выполнении текущих заданий и начать приносить пользу компании.

Срок адаптации зависит от особенностей организации, сложности обязанностей, а также личностных качеств сотрудника и поэтому далеко не всегда совпадает с продолжительностью испытательного срока.

Формы адаптации нового сотрудника

Существует несколько этапов адаптации:

  1.  Подготовительный этап. Включает в себя обустройство рабочего места для нового сотрудника, а также по необходимости подготовка рабочей одежды, инструментов, компьютера, почты, визиток и других необходимых в работе элементов.
  2.  Этап встречи с отделом по подбору персонала и оформление всех необходимых документов.
  3.  Знакомство с отделом. Обычно знакомство осуществляет руководитель, он представляет нового сотрудника коллегам, проводит экскурсию по офису и показывает будущее рабочее место.
  4.  Встреча с начальником с целью ознакомления со структурой фирмы, историей, правилами и принципами внутри отдела, с текущими проектами.
  5.  Этап профессиональной адаптации представляет собой знакомство с непосредственными полномочиями, задачами и функциями.
  6.  Применение своих умений и знаний как полноценный сотрудник.
  7.  Завершающий этап сопровождается оценкой сотрудника и принятием решения о дальнейшей работе.

Виды

Существует два основных вида адаптации:

  • Первичная. Распространяет свое действие на молодых, неопытных сотрудников.
  • Вторичная. Направлена на приспособление работников, имеющих знания и опыт, но которые меняют работу или род деятельности.

Также существует профессиональная адаптация для приведения знаний и навыков в соответствие с требованиями организации; социально-психологическая позволяет влиться в уже сформированный коллектив; психофизиологическая направлена на освоение условий труда; экономическая позволяет ознакомиться с системой поощрения, стимулирования сотрудников.

Методы

В успешной адаптации заинтересован, прежде всего, работодатель. Это вопрос не только комфорта нового сотрудника, но и обретения фирмой профессионального работника. Для этого немаловажную роль играют правильно подобранные методы:

  • Тимбилдинг направлен на сплочение команды и позволяет участникам больше узнать о себе и коллегах. Он может быть экстремальный, спортивный, творческий, кулинарный и любым другим. Благодаря тимбилдингу открываются новые стороны, происходит заряд положительными эмоциями.
  • Корпоративные группы в социальных сетях или сайты. Благодаря этому методу сотрудники смогут в неформальной обстановке обсудить решение вопросов, планов и мероприятий.
  • Наставничество. Для того чтобы процесс привыкания происходил быстрее и без напряжения, руководство принимает решение о закреплении за новичком более опытного и квалифицированного сотрудника в наставники.

В процессе адаптации наставник играет одну из важных ролей, на него возлагается задача по развитию способностей подопечного в наиболее сжатые сроки. Система наставничества позволяет новичку чувствовать себя более уверенно, так как он может получить ответы на все возникающие вопросы.