Что такое парцелляция в русском языке, примеры

Фото Что такое парцелляция в русском языке, примеры

Парцелляция (с лат. «particula» — частица) — прием в литературе, состоящий в разделении одного сложного высказывания на несколько простых. Это придает конкретному фрагменту текста необходимую экспрессию. Волнующий читателя синтаксический трюк полюбился как прозаикам, так и поэтам.

Характеристика парцелляции

Понятие парцелляции было введено в лингвистику Ю. В. Ванниковым и определено им как «набор самостоятельных фраз, которые совместно с основной частью высказывания могут составлять одно предложение».

Широкую известность обрели разделенные на короткие строки стихи В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой и Р. И. Рождественского. Встречаются они и в прозе А. И. Солженицына и В. М. Шукшина. Кроме художественной литературы, подобное оформление текста характерно и для газетных заметок, журнальных статей и другой публицистики.

Прием применяется писателями с целью присвоения высказыванию дополнительного смысла. Изменение интонации способно в корне изменять контекст ситуации и отношение к ней читателя.

Высказывание разбивается на основу и определенное количество дополнительных фрагментов, именуемых парцеллятами. Это всегда взвешенное решение автора, за которым стоят конкретные ожидания.

Основные функции парцелляции

В зависимости от оформления, парцелляция может исполнять множество функций. Из них можно выделить пять главных.

Акцентирование внимание на нужном. Отбрасывание всего ненужного упрощает восприятие текста. Акцент делается только на значимых для высказывания вещах.

Ради повышения информативности автор отказывается от связующих элементов и самой конструкции сложного предложения. Это первая по значимости функция данного стилистического оборота. В той или иной степени, под неё подпадают все последующие.

Конкретизация описываемого. Парцелляты вводятся для расширенного описания предметов и окружения. Идёт перечисление характеристик, свойственных объекту.

Увеличение экспрессивности фрагмента. Путем смещения или развития акцентов, текст вызывает у читателя нарастающее волнение.

Вызов нужных писателю эмоций. Вместо налета тревожности, манипуляции с интонацией вызывают одну или несколько конкретных эмоций. Это способствует тому, что читатель начинает разделять отношение автора к описываемому.

Отображение особенностей персонажа. Парцелляты представляют прямую речь героя (в публицистике и официальном стиле) или её имитацию (в художественных произведениях). Таким образом автор более точно может раскрыть личность или образ.

Примеры из литературы

Писатели высоко ценят художественные приемы, усиливающие эмоциональное влияние на читателя. К парцелляции в своих произведениях неоднократно прибегали и классики русской литературы:

  • «Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек»

(Василий Шукшин);

  • «Людьми пустыми дорожил!…об детях забывал! Обманывал жену! Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!»

(Александр Грибоедов);

  • «Утром, ярким, как лубок, Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном»

(Роберт Рождественский);

  • «Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже»

(Максим Горький).

Как оформляется парцелляция

Пунктуация при использовании писателем парцелляции — во многом авторское решение. Не имея строгой регламентации, литераторы вправе выбирать такой вариант, который, по их мнению, точнее передает суть описываемого и лучше подходит к контексту.

Существует шесть основных способов оформления этого стилистического приема в тексте.

Разделение парцеллята и основы с помощью знаков препинания, ставящихся в конце предложений

  • точка;

Анетта любила не только живопись, но и литературу. И оперу. И балет. И скульптуру. Да и кинематограф, пожалуй.

  • восклицательный знак;

Стоять на месте! Не двигаться! Я сказал! Сейчас же!

  • вопросительный знак;

Ты что? Ты в своем уме? А? Собираешься отвечать?

  • многоточие.

Соколовский все сидел на лавочке и ждал её… ждал… весь вечер… смиренно…

Использование скобок для отделения

Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.)

Постановка тире

«Оди – накового

моря — рыбы! Взмах!

… Мертвой раковиной

Губы на губах» (М. И. Цветаева)

Использование точки с запятой

Но тянулись друг к другу — да, тянулись, что говорить; оба, взаимно.

Перенос каждого отдельного парцеллята на новый абзац

Полтора часа мы ходили по театру.

Как потерянные…

Что делать?

Мы ругались…

Раздел сложного предложения на два равнозначных простых

Хотя награду заслуживали многие ученики, она не была вручена никому. А Евгений, сын учительницы музыки, получил.