Что такое символизм

Фотография Что такое символизм

Символизм – что это такое простыми словами

Символизм (с фр. symbolisme – знак) — модернистское течение конца XIX — начала XX века, оказавшее значительное влияние на многие сферы искусства.

Именно символисты ввели понятие образа-символа, который, в отличие от используемого ранее художественного образа, не должен был восприниматься буквально.

История символизма

Основателями течения являются французские поэты середины XVIII века во главе со Стефаном Малларме. Литература стала жанром, в котором символизм зародился и сформировался перед тем, как перейти в остальные виды искусств.

Поскольку символизм является ответвлением модернизма, его влияние на начальном этапе течения очевидно. Поэты и художники смешивают разные жанры в попытках достигнуть идеала, придают своим работам элитарность, отрицают принятые традиции, обращаются к философии.

Философия символизма

Суть символизма заключается в придании работам особой степени глубины путем маскировки смысла за множественными символическими образами. Течение словно стало новым языком общения в искусстве. Работам символистам свойственна повышенная эстетика.

Яркой отличительной чертой направления стало одновременное существование двух миров: реального и образного. Часто для того, чтобы понять, что на самом деле происходит в реальности, стоит обратить свой взор на вымышленные миры символистов.

Символизм в литературе

В литературе особенно виден конфликт и разрыв символизма и реализма. Писатели устали от монотонности описания в своих работах простых бытовых ситуаций и стремятся дать волю своей фантазии. Символизм сразу же уходит от прозе к поэзии, затем частично возвращается, создавая симбиоз форм и новый поэтический жанр — стих без рифм, верлибр.

Писатели символизма чаще деятелей других жанров искусства обращаются за вдохновением к философии, особенно немецкой. Идеи Ф. Ницше, И. Канта или Ф. Шеллинга отчетливо заметны в произведениях большинства символистов.

Другими источниками вдохновения служат древние мифы, легенды и религиозные тексты. Их сюжеты обыгрываются по-новому, часто в корне меняя главную сюжетную идею. Отсылками на персонажей древности переполнены стихи Ш. Бодлера или П. Верлена.

Среди писателей, сделавших наибольший вклад в развитие символизма:

  • Ж. Мореас;
  • А. Рембо;
  • П. Верлен;
  • М. Метерлинк;
  • О. Уайльд;
  • У. Б. Йейтс;
  • Г. Д’Аннунцио.

Символизм в изобразительном искусстве

Главными характеристиками символизма в изобразительном искусстве являются:

  • неоднозначность — картины символистов созданы, чтобы вызывать дискуссию, поскольку их трактовка может быть разной;
  • экспериментальность — художники придумывали все новые приемы, отказываясь повторять каноны скучного реализма;
  • загадочность — в картинах всегда сокрыто что-то, что предстоит отгадать;
  • символ как центр произведения — акцент делается на отсылках, аллюзиях, метафорах, а не на реалистичности изображаемого;
  • неочевидность — истинный смысл картины никогда не лежит на поверхности.

Известные художники символисты:

  • Л. Спиллиарт;
  • К. Медиз;
  • Г. Фогелер;
  • М. Клингер;
  • Ф. Кнопф.

Символизм в музыке

Символическая образность была распространена и в музыке. Так русский композитор и пианист А. Н. Скрябин многократно использовал в своих произведениях образ огня. Его музыка в целом характеризуется высокой степенью экспрессивности и тревожности.

Ярче всего это заметно в произведении «Поэма экстаза». Экспериментальные приемы символизма также встречаются в творчестве В. И. Ребикова. В частности в работах «Эскизы настроения» и «Воспоминания осени».

Символизм в России

В Россию символизм пришел с Запада практически сразу после зарождения. Особое влияние оказал на литературу и живопись. Как и в Европе, отличительными характеристиками символизма в России были:

  • символичность смысла написанного;
  • сложность, витиеватость и торжественность формы и содержания;
  • обращение к философской традиции;
  • влияние мистицизма и религии;
  • тонкий психологизм;
  • идеализация альтернативного мира.

Наряду с акмеизмом, футуризмом и имажинизмом, период доминирования символизма в русской литературе был назван Серебряным веком. В это время были созданы фундаментальные литературные произведения, навсегда ставшие классикой. Среди известных русских символистов:

  • В. Я. Брюсов;
  • Ф. К. Сологуб;
  • З. Н. Гиппиус;
  • А. А. Блок;
  • К. Д. Бальмонт;
  • Д. С. Мережковский.

Главной фигурой русского символизма в изобразительном искусстве стал М. А. Врубель. В духе течения художник в своих картинах часто обращался к мистике, вере и философии.

Смысл работы в этом случае был не в передаче точной формы нарисованного, но в его смысле, сокрытом в символах. Ярче всего это заметно в работах «Шестикрылый Серафим», «Жемчужина» и «Демон сидящий».