Медиация – что это такое

Фотография Медиация – что это такое

Что такое медиация простым языком

Медиация относится к понятиям, которыми оперирует право. Это технология, позволяющая задействовать в споре третью сторону. Как правило, это специалист, называемый медиатором. Он решает спор, в ходе которого помогает сторона прийти к устраивающему их решению.

Правила

Среди основных правил, которых придерживается медиатор, выделяют следующие:

  • принцип взаимоуважения и честности;
  • равноправие сторон, участвующих в конфликте;
  • прозрачность всех действий и условий;
  • сохранение тайны.

В бизнесе и в иных сферах взаимоотношений сторон часто возникают споры. Не всегда их можно разрешить, ведь достижение консенсуса предстает весьма сложной задачей. Поэтому была разработана технология, позволяющая привлекать стороннего специалиста, который не имеет заинтересованности.

Функции

Медиатор не может принять конечное решение, ведь это делают стороны, участвующие в конфликте. Однако грамотный специалист всегда задаст нужный тон переговорам. Его задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для конфликтующих сторон.

Медиатор всегда обязан придерживаться нейтралитета. Сложная задача, но опытные специалисты всегда с ней справляются. Поэтому на практике медиатор необходим. Это важная профессия, приносящая реальную помощь.

Принципы медитации

  1. Добровольность. Здесь подразумевается желание как сторон спора, так и медиатора решить все мирно и без усугубления конфликта. Приглашенный специалист способствует доброжелательной обстановке. Поэтому роль медиатора всегда обоснована.
  2. Конфиденциальность. Медиатор никогда н6е будет распространяться о том конфликте, который произошел. Он, конечно, может сообщить кому-либо сведения, если стороны согласны. Вообще, имен, фамилий и иных нюансов, указывающих на конфликтующих, медиатор не выдаст.
  3. Взаимоуважение. Хороший специалист понимает, что только такой подход поможет примирить стороны спора. Тогда и решение будет рациональным и верным; доказано практикой.
  4. Равноправие. Обе стороны должны расцениваться как равноправные партнеры. Задача медиатора состоит в том, чтобы показать это людям/фирмам, тогда верное решение будет принято достаточно оперативно.
  5. Нейтральность. Специалист не должен принимать чью-либо позицию. Профессионализм как раз и проявляется в умении держать нейтралитет. При таком раскладе каждая сторона сможет довериться профессионалу.
  6. Прозрачность сделок и процедуры. Медиатор должен быть открытым, ничего не скрывать. При этом он следит за тем, чтобы стороны действовали честно и открыто.

Видовое разнообразие медиации

Обычно используют ту технологию, что ставит ориентиры на запросы обеих сторон. При этом подходы игнорируются, ведь они в большинстве случаев и являются причиной проблемы.

Когда нужно «заставить» стороны слушать и слышать друг друга, то необходима трансформативная медиация. Её методика известна и отработана на практике.

Нарративная медиация обеспечивает акценты на интересах сторон. Они высказываются, чтобы услышать друг друга.

Завершает список видов медиации её экосистемная разновидность. Здесь предполагается акцент на то, что проблемы решаются внутри семьи.

Разумеется, такое деление условно. Часто наблюдается смешение видов. Вообще, медиатор выбирает определенный стиль, подключая к нему и свои взгляды, наработки.

Преимущества

Медиация отличается рядом неоспоримых достоинств. Например, технология ведет к удовлетворению не конкретной стороны, а к поиску выгодного для всех решения. Кроме того, медиация экономит денежные средства и время.

Это объясняется отсутствием судебных разбирательств, влекущих траты часов, дней и даже месяцев. Да и денег на все издержки уйдет очень много.

Медиация всегда берет во внимание индивидуальную ситуацию.

Сфера применения и службы медиации

Предположим: на работе произошел конфликт, который не является уголовным делом. Тогда медиатор поможет. В офисах и в социальной сфере медиатор просто необходим.

Даже профессиональный подход к конфликту в семье играет основополагающую роль. Сфера применения наработок медиации обширна. Это закономерность нашего времени.

Стоит отметить: все больше государственных и частных компаний предлагает посредничество в случаях конфликтов. Да и социальные службы располагают кадрами. Появляются и специализированные организации.

Школьная медиация

Учитель должен не просто вызвать родителей, когда дети подрались, а решить проблему. Он обязан научить детей искать причину конфликта и решать ее рационально. Кроме того, нередко случаются конфликты между учителями и администрацией.

Профессиональный медиатор должен выполнить эту задачу. Если такого специалиста нет, то подключают школьного психолога или социального педагога.

Взаимоотношения школьников и медиаторов

Медиатор всегда находит подход к подростку. При этом он должен помнить об уважительном отношении к личности ребенка/подростка.

Молодые люди всегда чувствуют отношение к ним, их сложно обмануть. Задача медиатора состоит в том, чтобы предотвратить последствия конфликта.

Как в школе, так и в других сферах деятельности, профессия медиатора необходима. Конфликты не исчезнут в будущем, и их нужно решать грамотно.